Корпоративный тариф или компенсация переговоров с личного номера

Как выгоднее обеспечить сотрудников мобильной связью и в чем заключается ложная налоговая экономия
13 сентября 2017, Елена Позднякова
Принято считать, что перевод сотрудников на корпоративные номера – это один из способов налоговой оптимизации, но практика показывает, что не всегда это так.

У корпоративного тарифа есть одно главное преимущество: возможность принять к вычету НДС (это же налоговая экономия!) и два серьезных недостатка: сотрудники тратят на связь больше, у компании появляется новая статья расходов – администрирование сим-карт. Что же на самом деле выгоднее: принять к вычету НДС или сэкономить расходы, разберем в этой статье.
Проблема №1: Лимиты
Есть ли в вашей организации тот несчастный, кто до сих пор выплачивает свой долг за перерасход интернета?
(который он сделал в первый день пользования корпоративной сим-картой)
Очень распространенная ситуация: сотрудник получает корпоративную сим-карту, уезжает на выходные к родителям в другой регион или еще куда-нибудь, даже и не подумав, что нужно отключить интернет, и Тадам-м-м! компания получает огромный счет за истраченные мегабайты трафика по драконовским расценкам.

После этого в компании начинаются разбирательства с сотрудником, который говорит, что он не знал, не подумал, не виноват и, в итоге, компания либо компенсирует часть его расходов, либо дает ему возможность погасить в рассрочку долг за интернет, который иногда даже превышает сумму месячной зарплаты сотрудника.

Почему так происходит? Все дело в лимитах оператора. Смотрите 2 примера:


Когда частное лицо со своей личной сим-картой попадает в ситуацию перерасхода на связь


Человек забыл отключить интернет в роуминге или совершил безумно дорогой международный звонок? Что ж, он рискует в пределах суммы средств на телефоне и своего личного кредитного лимита. При этом, он моментально узнает о том, что совершил действия, которые ведут к перерасходу, потому что как только деньги закончатся, будет отключен телефон.


Когда сотрудник с корпоративной сим-картой попадает в ситуацию перерасхода на связь

Допустим, перерасход начался, а сотрудник не знает. В пределах какой суммы он рискует? - в пределах всего корпоративного лимита: а корпоративный лимит может быть просто огромный, ведь он устанавливается с учетом потребностей руководства компании быть всегда на связи. О своем перерасходе сотрудник может узнать спустя несколько недель, когда в компанию поступит детализация расходов, и не исключено, что до получения этой информации, он не устранил причину и перерасход все еще продолжается.

Проблема могла бы быть решена путем установления индивидуального лимита оператора для каждого сотрудника. И большинство сотрудников скажут: «Отключите мой корпоративный мобильный, как только я превышу лимит за месяц, который оплачивает работодатель!» К сожалению, на сегодняшний день я не знаю операторов, которые давали бы такую возможность.

Не путайте лимиты (оператора: при которых отключается телефон) и лимиты (установленные в организации: сверх которых сотрудник должен компенсировать расходы из собственных средств).
Проблема №2: Расходов больше
Вы встречали в отеле/на отдыхе/за границей человека, который безвозмездно дает всем желающим позвонить на родину?
Просто душа компании - топ-менеджер высшего или среднего звена с безлимитным корпоративным телефоном. Есть возможность, так почему бы не помочь нуждающимся, ведь компания платит!

Да, так и есть, при наличии корпоративного тарифа сотрудники больше тратят на связь, дают кому-то поговорить, не экономят.

Да и сам корпоративный тариф обычно выше, чем индивидуальный. На первый взгляд, из предложений мобильных операторов на сайтах, это не заметно, но на практике выяснится, что тариф не такой гибкий, а при превышении числа минут, включенных в ежемесячную абонентскую плату, стоимость минуты может быть очень высокая.
Проблема №3: Администрирование
Затраты на сотрудника, который будет обслуживать 200 корпоративных сим-карт, составят (минимум!) 50000 рублей в месяц
А это значит, что стоимость внутреннего администрирования одной сим-карты составит 250 рублей в месяц: (50 000 руб / 200 карт).

Что же включает в себя администрирование?

С оператором связи должен взаимодействовать уполномоченный сотрудник от организации, который согласовывает выдачу, замену, блокировку и перевод сим карт организации, тарифы, изменение лимита, подключение и отключение доп.опций, контролирует получение и оплату счетов, проверяет расходы по сотрудникам.

Сравните:
1
Человек с личной сим-картой хочет восстановить утерянную сим-карту или заменить ее (или сменить тариф). Он сообщил об этом оператору связи и сделал все самостоятельно. Организация в этом никак не участвует.
2
Сотрудник решил сделать то же самое на корпоративной сим-карте. Сначала он (в рабочее время) должен сообщить тому, кто отвечает за взаимодействие с оператором связи в организации, затем ответственный сообщит оператору, возможно, потребуется подготовить и передать заявку на официальном бланке. Рабочее время сотрудников, затраченное на это операции, оплачивает организация.
Я посчитала, что затраты на одного сотрудника, который администрирует 200 сим-карт, составят 50 000 рублей в месяц (эта сумма включает зарплату, страховые взносы, аренду площади под рабочее место, износ техники и мебели, канцтовары и т.д.) Разумеется, это приблизительный расчет, и я его привела просто, чтобы найти отправную точку для оценки стоимости администрирования одной сим-карты. Если сим-карт меньше, чем 200, расходы все равно идут, просто они не так очевидны.

Итак, мы подошли к расчету налоговой экономии или просто экономии.
Расчет налоговой экономии за счет вычета НДС при использовании корпоративной мобильной связи.
Скажу сразу, что для целей налога на прибыль можно принять как расходы по корпоративному тарифу, так и компенсацию переговоров по личному мобильному номеру. В обоих случаях налоговая инспекция может попросить подтвердить производственный характер звонков и корпоративный тариф от этого вопроса не спасает. Поэтому, мы рассматриваем только экономию за счет НДС.

Посчитаем налоговую выгоду для организации на общем режиме с НДС.
Разберем два случая:
№1
Владелец бизнеса, который не хочет тратить свое время на переговоры с операторами мобильной связи, для него оптимально, что ответственный сотрудник от компании возьмет все эти заботы на себя. Рабочее время владельца бизнеса настолько дорого, что большой корпоративный лимит оправдан: собственник бизнеса должен оставаться всегда на связи. Например, расходы на мобильную связь составили 20 000 рублей в месяц.
Корпоративный
тариф
Расходы: 20 000 руб, в т.ч.: без НДС 16 949 руб, НДС 3 051

Уменьшение налога на прибыль:
16 949 х 20% = 3 389 руб

Вычет по НДС: 3 051 руб

Минус расходы на администрирование
сим-карты: 250 руб

ИТОГО
ЭКОНОМИЯ: 6190

Компенсация переговоров
с личного номера
Сумма расходов: 20 000 руб

Уменьшение налога на прибыль:
20 000 х 20% = 4 000 руб






ИТОГО
ЭКОНОМИЯ: 4000

№2
Рядовой сотрудник, которому установлен лимит расходов по организации 700 рублей
Корпоративный
тариф
Расходы: 700 руб, в т.ч: без НДС 593 руб, НДС 107 руб

Уменьшение налога на прибыль:
593 х 20% = 119 руб

Вычет по НДС: 107 руб

Минус расходы на администрирование
сим-карты: 250 руб

ИТОГО ЭКОНОМИЯ
ДОП.ЗАТРАТЫ 24

Компенсация переговоров
с личного номера
Сумма расходов: 700 руб

Уменьшение налога на прибыль:
700 х 20% = 140 руб






ИТОГО
ЭКОНОМИЯ 140

Вот такой получился расчет. Для собственников бизнеса и руководителей высшего звена – корпоративная мобильная связь выгодна, а для остальных – в большинстве случаев – нет!


В завершение хочу привести табличку – шпаргалку:


Какие документы нужно оформить,
чтобы подтвердить расходы сотрудников на мобильную связь

Как видите, документооборот примерно одинаковый в обоих случаях.

На этом все на сегодня, это статья №7 из серии «Законные схемы оптимизации налогов в 2017 году», а следующая выйдет на сайте ФИНВЕР уже через неделю.

Список всех статей из серии и анонс новой статьи здесь: http://finver.ru/blog/optimizaciya-nalogov
Понравилась статья? Поделись в соцсетях:

Автор: Елена Позднякова. Основатель кадрового агентства «Финвер». В бухгалтерии и финансах с 1999 года. Подбираю бухгалтеров, которые помогают собственникам развивать бизнес. Умею мотивировать команды и создавать идеальную бухгалтерию. Люблю сложные задачи, восстановление учета и разработку законных схем оптимизации налогообложения.

Есть вопросы или хотите рассказать о своем опыте - давайте обсудим в комментариях или пишите мне на почту: elena@finver.ru и добавляйтесь ко мне в друзья в "Вконтакте".
Подпишитесь, чтобы первыми узнать о публикации статей
comments powered by HyperComments
Made on
Tilda