Долгосрочный план с арендой активов

Как защитить активы и создать выгодный канал получения прибыли для учредителя
30 сентября 2017, Елена Позднякова
На кого купить активы? Машину, нежилое помещение или, например, оборудование? Традиционный ответ: «На свое ООО, чтобы принять стоимость актива на расходы, а НДС к вычету».

Сегодня хочу показать интересную альтернативу этому способу, которая называется: Долгосрочный план с арендой активов, и этот план позволит выжать из активов еще больше выгоды, чем просто «стоимость актива на расходы».
В чем заключается схема
Владелец компании приобретает дорогостоящий актив в личную собственность и заключает договор аренды этого имущества со своей компанией.

Основная цель схемы: обеспечить учредителю законный канал получения прибыли с минимальными налоговыми выплатами

Кроме этого, активы у собственника-физического лица в большей безопасности, чем активы компании. Ведь юридическое лицо несет риски, связанные с коммерческой деятельностью: риск убытков, риск налоговых доначислений, риск попадания в стоп-лист банков, кредиторы могут обратить взыскание на имущество общества, могут возникнуть сложности с переоформлением активов и т.д.

Схема дает возможность самостоятельно установить размер арендного платежа в отличие от амортизации, которая рассчитывается по правилам.

Общая сумма арендных платежей за весь жизненный цикл объекта может значительно превышать первоначальную стоимость, которая была бы принята в расходы в качестве амортизационных платежей. Именно поэтому схема долгосрочная .
Кому подходит схема
1
Стартовый капитал на покупку актива – это личные средства собственника, а не компании.
2
1. Юридическое лицо работает без НДС (или актив продается без НДС). В случае, когда и там, и там НДС, потеря НДС обойдется очень дорого для компании.
3
Собственник планирует забирать свою прибыль из ООО и планирует делать это законными методами, без использования обналички.
Законные схемы и обналичка конкурировать между собой не могут. Обналичка даст больше экономии в моменте, но в долгосрочной перспективе – это мина замедленного действия, несущая глобальные риски для бизнеса.
Правовая неопределенность и как сделать схему еще выгоднее?
Кроме аренды имущества, есть и другие варианты, как забрать свою прибыль с ООО: дивиденды, заработная плата и услуги от ИП. Статья с подробным сравнением здесь (http://finver.ru/blog/kak-zabrat-pribyl-s-ooo).

В статье арендная схема была рассчитана для статуса физического лица (не ИП) с налогообложением в 13%, но получение услуг от ИП выгоднее в плане налогов, поэтому давайте углубимся в арендную схему и увидим, как ее можно превратить в схему с ИП, ведь нас к этому практически подталкивает существующая на текущий момент в законодательстве правовая неопределенность относительно арендной деятельности и существующая арбитражная практика.

В законодательстве не зафиксировано право граждан сдавать принадлежащее им на праве собственности имущество в аренду без государственной регистрации в качестве ИП, но и обязанность зарегистрироваться в качестве ИП для осуществления такого вида деятельности тоже отсутствует.
Как физическому лицу сдавать в аренду имущество?
Есть две противоположные точки зрения:
1
Зарегистрироваться, как ИП. Дело в том, что при использовании арендной схемы, если физическое лицо не зарегистрировано в качестве ИП, есть риск, что налоговая предъявит претензии о незаконной предпринимательской деятельности. В таких случаях инспекция пытается доначислить физлицу налоги, как если бы он был ИП и применял общий режим, т.е. кроме НДФЛ еще и НДС 18% сверху.
2
Остаться физическим лицом, без регистрации ИП, потому что есть риск, что налоговая может посчитать, что целью регистрации ИП является необоснованная налоговая выгода?

Как быть?
Правовая неопределенность
Как разорвать этот замкнутый круг? - запросить в ИФНС пояснения по своей конкретной ситуации.
Как запросить пояснения в налоговой
Кто обязан дать налогоплательщику письменные разъяснения?
  • Налоговые органы обязаны информировать налогоплательщиков о порядке исчисления и уплаты налогов, о правах и обязанностях налогоплательщиков (Налоговый Кодекс, статья 32, пункт 1, подпункт 4), а налогоплательщик имеет право получать от налоговых органов по месту своего учета письменную информацию (НК РФ, статья 21, пункт 1, подпункт 1)
  • Министерство финансов дает письменные разъяснения налогоплательщикам по вопросам применения налогового законодательства (НК РФ, статья 34.2, пункт 1), а налогоплательщик имеет право получать от Минфина РФ письменные разъяснения по вопросам применения федерального законодательства, от местных финансовых органов по вопросам регионального (НК РФ, статья 21, пункт 1, подпункт 2)
Зачем запрашивать разъяснения?
Чтобы подстраховаться в условиях правовой неопределенности. Выполнение таких разъяснений является для компании обстоятельством, исключающим вину в совершении налогового правонарушения. (НК РФ, статья 111, пункт 1, подпункт 3).
Как составить вопрос
Вопрос налоговому органу задает собственник активов, по месту своего жительства, а не по месту регистрации компании. От того, имеет ли собственник активов на момент составления запроса статус ИП или нет, зависит формулировка.

Физическое лицо задает вопрос: Обязан ли я зарегистрироваться в качестве ИП, если осуществляю систематические операции по сдаче активов в аренду с целью получения прибыли.

ИП спрашивает: Имею ли я право в рамках текущей предпринимательской деятельности на УСН 6% дополнительно осуществлять систематические операции по сдаче активов в аренду юридическому лицу, или обязан выступить в качестве физического лица и платить НДФЛ 13%.

В вопросе нужно указать как можно больше деталей: юридическое лицо, которому сдается в аренду, реквизиты и условия договора. К вопросу приложить копии документов на приобретение активов и договор аренды. Запрос в налоговый орган нужно направлять после приобретения актива в собственность, потому что налоговый орган может отказать в разъяснениях, если на момент составления запроса хозяйственная ситуация отсутствует. Налоговые органы не обязаны давать разъяснения о ситуациях, которые могут возникнуть в будущем.

И еще один важный момент. Нам выгоднее, чтобы деятельность классифицировалась, как предпринимательская, значит, нужно учесть это в вопросе.
Налоговая инспекция в своем письме от 08.02.13 № ЕД-3-3/412@ привела факты, которые могут свидетельствовать о наличии признаков предпринимательской деятельности:
· имущество приобретено с целью последующего извлечения прибыли;
· ведется хозяйственный учет операций и сделок;
· сделки взаимосвязаны;
· присутствуют коммерческие риски
Если в вашей деятельности по сдаче в аренду активов присутствуют какие-то из признаков упомяните об этом в письме.
Как направить вопрос
Направить вопрос можно:

на официальном сайте nalog.ru через личный кабинет налогоплательщика (как физического лица, так и индивидуального предпринимателя)
по почте
отвезти в ИФНС лично
Сколько ждать ответ
Документ, который регламентирует представление ответа налогоплательщику: Приказ ФНС России от 09.09.2005 №САЭ-3-01/444@ «Об утверждении регламента работы с налогоплательщиками…»

Налоговый орган обязан дать ответ в течение 30 календарных дней, срок может быть продлен еще на 30 дней, но с информированием налогоплательщика о причинах (пункт 4.3.2.3 приказа ФНС №САЭ-3-01/444@).



А теперь рекомендации, как избежать рисков.
Долгосрочный план с арендой активов. Правила безопасности.
1
При регистрации ИП не забудьте указать основной вид деятельности: «сдача внаем собственного имущества», выбрать режим налогообложения УСН, объект: 6% от доходов
2
Планируйте схему так, чтобы пользование активами носило реальный характер, а не на бумаге
3
Помните про лимит выручки 150 млн в год на упрощенке
4
Подготовьте документы, подтверждающие цену сделки. Даже если налоговая начнет спустя несколько лет искать сведения о ценах, это будет сделать сложно, ваши сохраненные данные будут доказательством вашей добросовестности
5
Включите в договор условие об ответственности за неисполнение обязательств (оно будет свидетельствовать о наличии коммерческих рисков в договоре)
6
Обязательно регулярно оплачивайте арендные платежи
Вот и все о долгосрочной схеме.

А теперь наливайте себе чашечку кофе и наслаждайтесь арбитражной практикой по данной тематике (я выбрала для вас 4 самых интересных дела):
арбитражная практика
№1. Дело о предпринимательской деятельности без регистрации
2009-2014
В 2009 бизнесмен из Томска сдавал в аренду нескольким юрлицам свое нежилое помещение, без регистрации в качестве ИП. Впоследствии он зарегистрировался как ИП с видом деятельности «сдача внаем собственного недвижимого имущества».

В 2013 году налоговая инспекция провела выездную проверку за 2009 год и доначислила ему налоги по предпринимательской деятельности за 2009 год (хотя в 2009 году он статусом индивидуального предпринимателя не обладал) НДС: 630 тыс, штраф за осуществление предпринимательской деятельности без постановки на учет: 35 тыс, а также ЕСН ( в 2009 году ИП платили такой налог), штрафы и пени.

Бизнесмен пытался оспорить это решение в суде, но суд пришел к выводу, что налоговой инспекцией доказан предпринимательский характер деятельности. Вот какие были приведены аргументы:

помещение, которое сдавалось в аренду, имеет статус нежилого и по своим техническим и функциональным характеристикам не предназначено для личного пользования;
последующая регистрация в качестве ИП
наличие в договорах аренды условий об ответственности, которые свидетельствуют о том, что арендодатель принимал на себя коммерческие риски

P.S. Бизнесмену еще повезло, что в самым крупным арендатором была компания, которая относится к особой категории «не отчитывающихся» налогоплательщиков. Документы по ней на момент проверки были уже уничтожены. И суд снял начисление 450 тыс НДС, которое относилось к этой компании.
№2. Дело о прерывании статуса ИП
чтобы не слететь с УСН
ИФНС Москвы провела налоговую проверку по физическому лицу за 2010 – 2012 годы и доначислила налоги в размере 26 млн налогов и 5,5 млн пени.

Бизнесмен сдавал а аренду собственное недвижимое имущество. По мнению налогового органа, бизнесмен незаконно прерывал статус ИП (снимался с учета, а затем снова вставал) для того, чтобы не превысить лимит по выручке для УСН.

В период, когда бизнесмен имел статус ИП, он применял упрощенную систему налогообложения с объектом доходы 6%, в период, когда бизнесмен не имел статуса ИП, он платил НДФЛ 13%.

Сам бизнесмен пояснил суду прерывание статуса периодическим ухудшением своего здоровья. Налоговая настаивала на квалификации этих периодов, как периодов незаконной предпринимательской деятельности. Суд налоговую инспекцию поддержал. Налоги были пересчитаны как на общем режиме.
№3. Дело о невыплате арендной платы учредителю
2008 - 2017
1 год и 6 месяцев ООО судилось с ИФНС по Кемеровской области. Налоговая инспекция провела выездную проверку и доначислила обществу налог на прибыль 13,5 млн + пени и штраф.

Учредитель, выступая в качестве ИП, сдавал в аренду своей компании нежилое помещение и оборудование. Арендная плата не оплачивалась с 2008 года (подписывались соглашения об отсрочке), и задолженность составила более 53 млн. В этот период компания применяла упрощенку (доходы минус расходы), поэтому неоплаченные расходы по аренде не уменьшали налоговую базу по налогу на прибыль. В 2012 году обороты компании превысили лимит для УСН, она слетела с упрощенки и вынуждена была перейти на общий режим. В таких случаях, по правилам Налогового Кодекса, суммы неоплаченной кредиторской задолженности единовременно включаются в состав расходов. Именно этот факт и стал предметом спора с налоговой. Компания включила 53 млн в расходы и инспекция посчитала сделку по аренде фиктивной, с целью получения налоговой выгоды, и доначислила налог на прибыль. По мнению налогового органа, взаимозависимость указанных лиц и отсутствие оплаты позволили Обществу уменьшать налогооблагаемую базу по налогу на прибыль при отсутствии реальных расходов, а учредителю-ИП – не отражать как фактически неполученный соответствующий доход.

В дальнейшем компания закрыла долг перед учредителем, но это не помогло. Суд встал на сторону инспекции и отменил только штраф 50 тыс. Налог 13,5 млн и пени компании придется доплатить в бюджет.
№4. Дело о занижении цены аренды
2006 - 2011
С 2010 по 2011 год индивидуальный предприниматель из Оренбурга судился с местной налоговой и выиграл дело на 30 миллионов.

Предпринимателю на праве собственности принадлежали нежилое помещение и земельный участок, он сдавал их в аренду ООО, которое сдавало их в аренду другим ООО, в которых сам ИП входил в состав учредителей или был взаимозависимым с ними. ИП применял упрощенную систему налогообложения.

Налоговая установила занижение рыночной цены сдаваемых в аренду взаимозависимому лицу помещений и доначислила 22 млн налогов (включая НДС и НДФЛ), 4 млн штрафов и 4 млн пеней.

Суд посчитал, что приведенные доводы ИФНС не подтверждены соответствующими доказательствами, а само по себе такое обстоятельство, как взаимозависимость участников сделок не могут служить основанием для признания налоговой выгоды необоснованной. Решение ИФНС было отменено.
Это статья №9 из серии «Законные схемы оптимизации налогов в 2017 году», а следующая выйдет на сайте ФИНВЕР уже через неделю.

Список всех статей из серии и анонс новой статьи здесь: http://finver.ru/blog/optimizaciya-nalogov
Понравилась статья? Поделись в соцсетях:
Автор: Елена Позднякова. Основатель кадрового агентства «Финвер». В бухгалтерии и финансах с 1999 года. Подбираю бухгалтеров, которые помогают собственникам развивать бизнес. Умею мотивировать команды и создавать идеальную бухгалтерию. Люблю сложные задачи, восстановление учета и разработку законных схем оптимизации налогообложения.

Есть вопросы или хотите рассказать о своем опыте - давайте обсудим в комментариях или пишите мне на почту: elena@finver.ru и добавляйтесь ко мне в друзья в "Вконтакте".

Подпишитесь, чтобы первыми узнать о публикации статей
comments powered by HyperComments
Made on
Tilda