Мнение Минфина: О неприменимости к организации статуса налогового агента по НДФЛ в части перечисления спонсорской помощи физлиц (зрителей)
Официальный текст письма
Вопрос: Организация планирует работать в области компьютерного спорта. Организация является разработчиком электронной площадки (веб-сайта) для общения любителей онлайн-игр.
В рамках деятельности планируется возможность получения пользователями электронной площадки (киберспортсменами), которые осуществляют онлайн-трансляции на стриминговых платформах, спонсорской помощи в виде денежных средств от любителей онлайн-игр - зрителей указанных потоковых трансляций.
При этом организация принимает денежные средства на специальный расчетный счет в качестве агента, действуя на основании агентского договора с пользователем электронной площадки, перечисляя их далее принципалу.
Данный вид договора является агентским, где одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение получать денежные средства в виде добровольных пожертвований от третьих лиц в пользу киберспортсменов (принципалов), перечисляя их последним за вычетом агентского вознаграждения, установленного агентским договором.
Таким образом, доходом организации в данном случае является сумма полученного агентского вознаграждения.
Действуя в качестве агента от имени и по поручению физлица, организация не является источником дохода для принципала (пользователя электронной платформы), так как не отвечает признаку налогового агента согласно п. 1 ст. 226 НК РФ и, соответственно не имеет установленных для налоговых агентов обязанностей по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет НДФЛ.
Согласно п. 1 ст. 228 НК РФ физические лица, получающие от физических лиц, не являющихся ИП, доходы в денежной и натуральной формах в порядке дарения, должны самостоятельно исчислять и уплачивать НДФЛ.
Верно ли организацией истолковано положение п. 1 ст. 226 НК РФ о неприменимости к организации статуса налогового агента по НДФЛ в части перечисления спонсорской помощи физлиц (зрителей) пользователям электронной площадки (киберспортсменам), осуществляющим онлайн-трансляции на сторонних стриминговых платформах?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 25 января 2019 г. N 03-04-06/4020
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел письмо от 12.11.2018 по вопросу исполнения организацией обязанностей налогового агента по налогу на доходы физических лиц и сообщает, что в соответствии с Регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 14.09.2018 N 194н, в Минфине России, если законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения по разъяснению (толкованию норм, терминов и понятий) законодательства Российской Федерации и практики его применения, по практике применения нормативных правовых актов Минфина России, по проведению экспертизы договоров, учредительных и иных документов организаций, по оценке конкретных хозяйственных ситуаций. Вместе с тем в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняем следующее.
Согласно пункту 1 статьи 226 Кодекса российские организации, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также обособленные подразделения иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в пункте 2 статьи 226 Кодекса, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 224 Кодекса, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 226 Кодекса.
Указанные лица именуются в главе 23 "Налог на доходы физических лиц" Кодекса налоговыми агентами.
Пунктом 2 статьи 226 Кодекса установлено, что исчисление сумм и уплата налога в соответствии со статьей 226 Кодекса производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, с зачетом ранее удержанных сумм налога (за исключением доходов, в отношении которых исчисление сумм налога производится в соответствии со статьей 214.7 Кодекса), а в случаях и порядке, предусмотренных статьей 227.1 Кодекса, также с учетом уменьшения на суммы фиксированных авансовых платежей, уплаченных налогоплательщиком.
Особенности исчисления и (или) уплаты налога по отдельным видам доходов устанавливаются статьями 214.3, 214.4, 214.5, 214.6, 214.7, 226.1, 227 и 228 Кодекса. Таким образом, по общему принципу, если указанные в пункте 1 статьи 226 Кодекса лица не являются источниками дохода, перечисляемого ими налогоплательщику, они не признаются налоговыми агентами.
Одновременно отмечаем, что согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 223 Кодекса при получении доходов в денежной форме дата фактического получения дохода определяется, в частности, как день перечисления дохода по поручению налогоплательщика на счета третьих лиц.
При этом согласно пункту 1 статьи 1008 Гражданского кодекса Российской Федерации в ходе исполнения агентского договора агент обязан представлять принципалу отчеты в порядке и в сроки, которые предусмотрены договором.
Настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом.
Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, направленные налогоплательщикам и (или) налоговым агентам, имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым органам и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента Р.А.СААКЯН 25.01.2019