Такси в законе

Полный обзор на декабрь 2017: законодательство, риски и безопасные налоговые схемы
27.12.17, Елена Позднякова
Сегодня я расскажу, как безопасно строить такси-бизнес в России. На проведение этого исследования меня вдохновили бесконечные вопросы партнеров такси, как правильно платить налоги при "подключении" водителей. Дело в том, что в "схеме с подключениями" что-то не сходится, и создается впечатление, что платить налоги честно и остаться в прибыли просто невозможно. Как выяснилось, дело вовсе не в налогах, а в том, что есть виды деятельности, которые в принципе не разрешены законом.
Приглашаю вместе со мной прокатиться в такси, а заодно обсудим все вопросы и подумаем, как юридически грамотно строить этот бизнес...

История одной поездки в 9 вопросах
или что в бизнесе такси делать нельзя
Сначала давайте познакомимся с участниками:
Цепочка: агрегатор - партнер - водитель
Агрегатор служб такси
Яндекс такси, Uber, Gett и другие
Электронный сервис заказа такси через мобильное приложение или веб-сайт. Сервис передает заказ тому водителю, который сможет подъехать быстрее, цена поездки устанавливается агрегатором
Партнер
Юридическое лицо или ИП
Посредник, который соответствует требованиям агрегаторов (для Яндекс Такси - таксопарк, для Uber - ООО или ИП, для Gett - ООО или ИП, сотрудники которых сдали специальный экзамен).
По закону является исполнителем договора перевозки (фрахта).
Водитель
Физическое лицо
Непосредственный исполнитель. Работает на своей или арендованной машине. Подключается к агрегаторам через партнера. Платит комиссию агрегатору и партнеру.
Агрегаторы
Сегодня мы будем рассматривать трех основных агрегаторов: Яндекс Такси, Uber и Gett.
Российский рынок такси меняет формат и активно растет за счет онлайн-сервисов. Особенно это касается крупных городов. Пассажирам жить стало лучше, потому что поездки подешевели.
Яндекс Такси вышел на рынок в 2011 году, в 2012 году в Россию пришел такси Gett и американский Uber заявил о себе в конце 2013 года. Скоро, в начале 2018, на российском рынке ожидается слияние двух крупных агрегаторов: Яндекс Такси и Uber.

Как они работают? Я никогда раньше не пользовалась и предлагаю в качестве эксперимента прямо сейчас вызвать Яндекс Такси.
Личный эксперимент
Как работает Яндекс Такси
Давайте проверим, сколько времени займет установка мобильного приложения Яндекс Такси и заказ авто.
Для начала нам нужен смартфон, заходим в приложение Play Маркет, пишем "такси" и пожалуйста:

Устанавливаем и открываем, пишем адрес назначения и ... готово! Дальше мне не нужно ничего объяснять, приложение знает где я нахожусь и уже сообщает, сколько будет стоить поездка, сколько времени эта поездка займет с учетом пробок и как скоро ко мне приедет машина. Ну это ли не мечта?

Время на заказ: 30 секунд
Мой вывод, робот заменил человека и справляется лучше


Что ж, тариф выставили очень даже недорогой, давайте покатаемся, а заодно узнаем у водителей, сколько они зарабатывают, какие несут расходы, сколько часов в неделю работают и как они оформляют свой бизнес.
Такси подано!
Такси подано, за рулем водитель.
Водитель по закону должен быть:
1) ИП 2) Наемный работник ИП или ООО

А теперь, внимание! вопрос:
Попробуйте сами дать ответ на этот вопрос, а только потом нажмите "показать ответ"
ПОКАЗАТЬ ОТВЕТ

Нет. Он либо ИП, либо наемный работник перевозчика (в противном случае - это незаконная предпринимательская деятельность)
Обоснование: Перевозки пассажиров легковыми такси регулируются Федеральным законом 259-ФЗ от 08.11.2007 (глава 5). Перевозка осуществляется на основании договора фрахтования, заключенного в устной форме. Договор заключает водитель, который либо сам является ИП, либо действует от имени фрахтовщика.
Фрахтовщиком может быть только юридическое лицо или ИП.
1) водитель обязан при себе иметь разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси
2) автомобиль должен соответствовать требованиям: фонарь, шахматная схема и цветовая гамма кузова, установленная в регионе.

А теперь внимание! вопрос от партнеров Ubera:
Попробуйте сами дать ответ на этот вопрос, а только потом нажмите "показать ответ"
ПОКАЗАТЬ ОТВЕТ
Здесь начинаем с пояснения:

Есть 3 вида пассажирских перевозок:
1) Регулярные перевозки (требуется лицензия, заключение договора удостоверяется билетом - это, к примеру автобусы)
2) Перевозки по заказам (только письменный договор, который должен находиться в салоне, взимание платы с пассажира водителем не допускается)
3) Такси (требуется разрешение, устный договор)

Основной вопрос в том, как с точки зрения законодательства классифицировать нашу перевозку: по заказам или такси?

Теоретически, это может быть услуга "Личный водитель" в рамках перевозок по заказам, тогда не нужно разрешение и авто не должно соответствовать требованиям для такси. В этом случае пассажир должен заключить письменный договор с фрахтовщиком (индивидуальным предпринимателем или юрлицом, которое осуществляет перевозку). С этим сложность: навряд ли пассажир такси согласится тратить на это время ради одной поездки и давать свои данные.
Второй вариант, если договор фрахтования с фрахтовщиком заключила некая компания, которая в соответствии с договором предусматривает перевозку неопределенного круга лиц: теоретически, если этим неопределенным кругом лиц считать пассажиров, тогда подобный сервис мог бы иметь право на существование, но в законе существует одно большое НО! тогда водитель не вправе принимать оплату от пассажира.

Поэтому, такси нельзя рассматривать как перевозку по заказам.
Доказательством того, что фактически оказывается услуга "такси" является следующее:
1. пассажир считает, что он вызвал такси,
2. пассажир не заключал с фрахтовщиком письменный договор фрахта,
3. пассажир расплачивается за поездку с водителем
(если оплата за наличный расчет)
А теперь интервью с водителем
Сколько зарабатывает водитель такси в Москве?
Секретный агент

Игорь, а Вам нравится ваша работа? Сколько Вы работаете в день и сколько зарабатываете?
Игорь, 42 года
Водитель такси
Работаю 5 дней в неделю по 9 часов, на своей машине: после оплаты комиссий агрегаторам, оплаты за бензин и оплаты штрафов, у меня остается около 50 000 в месяц. Без своей машины в этом бизнесе делать нечего: если брать машину в аренду, то стоимость аренды составит 30 000, у водителя останется только 20 000
Секретный агент

Игорь, а как Вы подключаетесь к агрегаторам и какую комиссию они с Вас берут?
Игорь, 42 года
Водитель такси
Я работаю сам на себя, ИП не регистрировал, разрешение на такси помогла сделать сторонняя компания, подключен ко всем агрегаторам напрямую: Uber, Яндекс Такси и Gett. Комиссия примерно 25%.
Мой комментарий: я не уверена, что он подключается напрямую (но мы позже разберем этом вопрос), а пока давайте посмотрим его доходы и расходы в цифрах.
Вот такой получился расчет:
* Примечание: то, что остается у водителя 15 000 + 32 500 = 47 500
Я попросила Игоря показать разрешение на такси: в нем указано, что оно выдано ООО "ХХХ" на машину, которая принадлежит Игорю.

А теперь внимание! вопрос от водителей со своими машинами:
Попробуйте сами дать ответ на этот вопрос, а только потом нажмите "показать ответ"
ПОКАЗАТЬ ОТВЕТ

Нет, это не законно. Разрешение на такси может получить только ИП или юридическое лицо.
Как мы уже рассматривали выше, просто физическое лицо (не ИП и не наемный работник) не может быть исполнителем по договору перевозки (фрахта).
Соответственно, без открытия ИП ли ООО разрешение получить невозможно.
Но как же они это делают?
Ответ простой: компания, которая нелегально оказывает данную услугу, заключает с физическим лицом "фиктивный" договор аренды машины и получает разрешение на такси на свое имя (ООО "ХХХ") и передает его водителю.
Когда в дальнейшем водитель перевозит пассажиров, с точки зрения закона он это делает, как сотрудник ООО "ХХХ": только в реальности никто с ним трудовой договор не заключал. Прямо на дороге проверить этот факт не представляется возможным, вот и катается водитель с разрешением на компанию, к которой никакого отношения не имеет.
Чем рискует сама компания: если на дороге случится серьезное происшествие, то правоохранительными органами водитель будет рассматриваться в качестве сотрудника ООО "ХХХ" со всеми вытекающими последствиями. Ответственность за событие будет нести юридическое лицо, несмотря на то, что оно уже и забыло о существовании этого водителя, на автомобиль которого за несколько тысяч рублей было оформлено фиктивное разрешение.
А теперь вопрос про подключение к агрегаторам, ведь Игорь думает, что он подключен к ним напрямую, так ли это:
Попробуйте сами дать ответ на этот вопрос, а только потом нажмите "показать ответ"
ПОКАЗАТЬ ОТВЕТ

Конечно же, нет.
Агрегатор не предоставляет транспортных услуг, только доступ к сервису, навигации, а также агрегатор выступает агентом по сбору безналичной выручки.
Поэтому агрегатору нужен перевозчик, который берет на себя обязательства по договору фрахта. Таким перевозчиком по закону может быть только ИП или юрлицо.
Поэтому агрегаторы никогда не подключают к сервису физических лиц, это делают за них партнеры.
Вот, для примера, ссылка на условия партнерства с Uber.
Из условий партнерства с Uber:
«Партнер» означает сторону, несущую исключительную ответственность за предоставление Таксомоторных услуг
«Водитель»
означает лицо, являющееся сотрудником, деловым партнером или иным образом находящееся на работе у Партнера, предоставляющее Таксомоторные услуги, соответствующая (контактная) информация (в том числе копия водительского удостоверения) о котором предоставляется компании Uber.

Сразу еще один вопрос про ограничения на подключение к агрегаторам:
Попробуйте сами дать ответ на этот вопрос, а только потом нажмите "показать ответ"
ПОКАЗАТЬ ОТВЕТ
Агрегаторы по-разному решают этот вопрос:
Например, Яндекс Такси подключает только таксопарки, которые соответствуют определенным критериям по количеству машин, базам для техобслуживания и, разумеется, имеют разрешение.

Uber
подходит более лояльно к данному вопросу и подключает любые зарегистрированные ИП или ООО, наличие или отсутствие разрешения роли не играет. В дальнейшем перевозчиков без разрешений они позиционируют, как сервис "личный водитель" (что, как было рассмотрено выше, незаконно). Но, учитывая предстоящее слияние Яндекс Такси и Uber можно предположить, что в дальнейшем эта ситуация изменится.

Gett подключает так же, как и Uber, но у них сложный экзамен, который сдать удается не всем.
Должен ли агрегатор проверять наличие разрешения у подключаемых перевозчиков?
Да.

В соответствии с Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", статья 14.2, пункт 1 запрещается вводить потребителя в заблуждение в отношении качества и потребительских свойств товара.
Когда потребитель передает агрегатору заявку на услуги такси, он ожидает, что получит услугу в соответствии с требованиями законодательства: то есть приедет водитель (либо сам ИП, либо сотрудник организации) с разрешением на такси.
Если агрегатор даст возможность выполнить заявку лицам, которые не соответствуют требованиям законодательства, то потребитель будет введен в заблуждение.
Также, этом случае оформленные и не оформленные перевозчики находятся в неравных условиях, потому что те, кто соблюдает все требования законодательства, несут дополнительные расходы.

Однако, пока по данному вопросу четкая судебная практика не сложилась. Не исключено, что при наличии иска от антимонопольного органа, суд встанет на сторону агрегатора. Как например, произошло в деле А24-4570/2016: диспетчерская служба подключала всех подряд и по формальным признакам суд ( в апелляционной инстанции) иск от антимонопольного органа не поддержал.

Но независимо от ответственности агрегатора, в любом случае партнер будет нести ответственность за перевозку, как сторона-перевозчик по договору фрахта.
Схемы подключений:
Несмотря на имеющиеся запреты в итоге, при желании, все подключаются куда захотят, благодаря партнерской сети, которая принимает на себя все риски.

Например, Яндекс Такси подключил таксопарк, Таксопарк подключил ИП (у которого есть разрешение), ИП (с разрешением) подключил ИП (без разрешения), а ИП (без разрешения) подключил не оформленное физлицо.
Красным выделена та часть цепи, которая принимает на себя все риски.
Теперь мы подошли к вопросу о рисках:
Попробуйте сами дать ответ на этот вопрос, а только потом нажмите "показать ответ"
ПОКАЗАТЬ ОТВЕТ
Партнер принимает на себя обязательство выступить перевозчиком (фрахтовщиком) по договору фрахта. В соответствии с законом 259-ФЗ, глава 5, водитель в машине действует от имени фрахтовщика, то есть партнера, который его подключил. Ведь действовать от своего имени водитель не может по закону!!!

Деятельность указанного водителя должна быть классифицирована, как работа по найму.
Партнер обязан удержать 13% из доходов водителя и начислить страховые взносы на всю сумму дохода: 30,8%.

Обычно партнер не задумывается об этом, берет за подключение, например 5%.
Водитель заработал 100, получил 95 (очень часто прямо на карту!!!! - риск для партнера огромный) и 5 осталось партнеру.

Риски: что может доначислить партнеру налоговая
13 - НДФЛ (его с точки зрения налоговой, можно удержать как с партнера, так и с самого водителя)
2,6 - штраф за не удержание НДФЛ
30,8 - страховые взносы, плюс еще пени.
Итого: 46,4

Обратите внимание, что партнер при таких рисках заработал всего 5, значит в случае налоговой проверки он будет в большом минусе.

Теперь самая главная отмазка партнеров:
Попробуйте сами дать ответ на этот вопрос, а только потом нажмите "показать ответ"
ПОКАЗАТЬ ОТВЕТ

Письма-то есть, но они никакого отношения не имеют к такси и таксистам.

В письмах основная мысль следующая:
"Российская организация не признается налоговым агентом в отношении денежных средств, перечисляемых физическим лицам по агентскому договору, в случае, если российская организация, действуя в качестве агента по такому договору, не является источником дохода этих физических лиц"
Партнер такси, который является исполнителем (фрахтовщиком) по договору с агрегатором:
во-первых, не имеет право привлекать физлиц-перевозчиков (если они не ИП, так как физлицо не может быть перевозчиком по закону)
во-вторых, если уж и привлекает, то является для них работодателем и источником выплаты. Ведь партнер передает физическому лицу выполнения обязательства по перевозке, выполнить которое он должен был сам (по условиям договора с партнером)

Вот все эти письма, но ссылаться на них бессмысленно:

от 7 августа 2015 г. N 03-04-06/45729 (письмо про агентов по продаже билетов)
Вот письма без указания конкретной деятельности:
от 9 ноября 2015 г. N 03-04-05/64323
от 24 февраля 2016 г. N 03-04-06/10099
от 24 февраля 2016 г. N 03-04-06/10104
от 15 апреля 2016 г. N 03-04-05/21896

Внимание бонус!!!!

Есть среди этих писем одно, не совсем грамотно составленное, но, если Вы какое-то время перечисляли доходы физлицам без выплаты налогов, то можно попытаться сослаться на него и попробовать выехать на некомпетентности проверяющих и подтолкнуть их к неправильным выводам в Вашу пользу, чтобы они отстали.

При оказании физлицом-перевозчиком услуг по договорам перевозки, заключенным организацией-агентом от имени и за счет физлиц-доверителей, "физик"-перевозчик должен самостоятельно исчислить и уплатить НДФЛ по полученному доходу, т.к. в данной ситуации организация-агент не является налоговым агентом Письмо Минфина от 03.09.2015 г. N 03-04-06/50972.
В чем здесь главная ошибка: физлицом-перевозчиком может быть только ИП - по закону просто физлицо не может быть перевозчиком.
Идем дальше. Если партнер привлекает в качестве перевозчика ИП с разрешением, то все законно, но есть вопрос по комиссии (в последнее время много объявлений, что подключают и берут всего лишь 1%). Отсюда вопрос:
Попробуйте сами дать ответ на этот вопрос, а только потом нажмите "показать ответ"
ПОКАЗАТЬ ОТВЕТ

Нет, остаться в плюсе нельзя

Обычно, когда партнеры назначают 1%, они думают, что выступают агентом, но агентом партнер выступить не может, т.к. по договору с агрегатором он фрахтовщик (исполнитель) и привлекает третье лицо на субподряд.
Выручка партнера - это полная сумма оплаты от пассажира за поездку. ПОЛНАЯ - ЭТО ЗНАЧИТ ДО ВЫЧЕТА КОМИССИИ АГРЕГАТОРА. Причем суммировать нужно как безналичные, так и наличные суммы.
Подходящая для такой деятельности система налогообложения: УСН с объектом доходы минус расходы. Самый минимальный налог, который может быть начислен к уплате при такой системе: это 1% от выручки.

Считаем: пассажир заплатил 100 рублей, агрегатор удержал 20 рублей и перечислил партнеру 80 рублей, партнер удержал 1% (0,8) и перечислил 79,2 привлеченному ИП.
Итак, у него осталось 0,8, а минимальный налог к уплате 1% от 100.
Таким образом, партнер в минусе на 0,2
Кстати, мы уже приехали, но у меня еще остался последний вопрос об аренде авто:
Попробуйте сами дать ответ на этот вопрос, а только потом нажмите "показать ответ"
ПОКАЗАТЬ ОТВЕТ

Нет, для осуществления деятельности по перевозкам.

Взять в аренду можно, просто как авто, а вот для того, чтобы перевозить пассажиров, нужно быть сотрудником компаниии, на которую выдано разрешение
Законодательство о такси
Это теоретическая часть, здесь мы еще раз резюмируем все, что было рассмотрено в предыдущем разделе, но если все было понятно, то можно пропустить и перейти сразу к безопасным налоговым схемам
Деятельность такси регулируется Федеральным законом 259-ФЗ от 08.11.2007
Пассажирские перевозки бывают трех видов и я решила очень кратко пояснить по каждому виду, чтобы провести грань между понятиями: разрешение и лицензирование,
заказные перевозки и деятельность такси.
3 вида пассажирских перевозок (259-ФЗ, статья 5):

1) регулярные перевозки: регулируются 259-ФЗ, глава 3
общественный транспорт
, деятельность подлежит лицензированию, заключение договора удостоверяется билетом
2) перевозки по заказам: регулируются 259-ФЗ, глава 4
перевозка на основании договора фрахтования, заключенного в письменной форме, договор должен находиться в салоне (либо заказ-наряд)
Заказчиком может быть как физическое, так и юридическое лицо

Прим.автора: на сегодняшний день не требуется разрешение или лицензия, но есть законопроекты, по которым в ближайшее время для данного вида деятельности будет введено лицензирование.


ВАЖНОЕ ОТЛИЧИЕ ОТ ТАКСИ: взимание платы с перевозимых лиц не допускается!!!
259-ФЗ, глава 4, статья 27, пункт 5: в случае, если договором фрахтования предусматривается предоставление транспортных средств для перевозки неопределенного круга лиц, взимание платы с указанных лиц не допускается.
3) перевозки легковыми такси: регулируются 259-ФЗ, глава 5

Основание перевозки - публичный договор фрахтования, заключенный в УСТНОЙ форме
Договор фрахтования легкового такси для перевозки пассажиров и багажа заключается фрахтователем с водителем легкового такси, действующим от имени и по поручению фрахтовщика или, если водитель является индивидуальным предпринимателем, от собственного имени. Права и обязанности по такому договору возникают непосредственно у фрахтовщика.
Давайте разберем термины:
Фрахтовщик (исполнитель, перевозчик) и Фрахтователь (заказчик, пассажир)
Фрахтовщик - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору фрахтования обязанность предоставить фрахтователю всю либо часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозок пассажиров и багажа, грузов (259-ФЗ, статья 2, пункт 22).

Фрахтователь - физическое или юридическое лицо, которое по договору фрахтования обязуется оплатить стоимость пользования всей либо частью вместимости одного или нескольких транспортных средств, предоставляемых на один или несколько рейсов для перевозок пассажиров и багажа, грузов (259-ФЗ, статья 2,пункт 21).

Примечание автора: обратите внимание, что фрахтовщик, т.е. исполнитель перевозки не может быть физическим лицом, не зарегистрированным в качестве ИП
Как оформить разрешение на такси
для работы в качестве такси нужно получить разрешение, а не лицензию
Обязанность получать разрешения для легковых такси введена с 1 сентября 2011 года Федеральным законом №69-ФЗ от 21.04.2011, статья 9.

Разрешение выдается:
  • ИП и юридическим лица
  • на перевозки в пределах региона, выдавшего разрешение (пункт назначения может находиться в другом регионе, пункт отправления - только в регионе, выдавшем разрешение)
  • на 5 лет
Автомобиль должен быть в собственности, в лизинге или в аренде у ИП или у юрлица. На один автомобиль может быть выдано только одно разрешение.
Автомобиль должен соответствовать требованиям, которые приведены в 69-ФЗ, статья 9, пункт 16, подпункт 1: опознавательный фонарь, шахматная цветографическая схема, таксометр (если оплата по времени или километражу).

В регионах могут быть введены дополнительные требования к цветовым гаммам кузова. Например, в Москве такси должно иметь желтую цветовую гамму кузова.
Юридические лица и ИП, получившие разрешение на такси обязаны:
1
Допускать к управлению такси водителей, имеющих стаж не менее 3-х лет
2
Обеспечивать техобслуживание и ремонт легковых такси
Перед выездом на линию проводить:
3
Контроль технического состояния такси
4
Медосмотр водителей
Разрешение выдается региональными властями.
Стоимость - бесплатно, либо нужно оплатить небольшую госпошлину.
Привожу для примера две ссылки с порядком получения разрешения:

Получение разрешения в Москве на сайте Мэра Москвы(бесплатно, срок - 10 дней)

Получение разрешения в Республике Калмыкия на сайте ГОСУСЛУГИ(госпошлина 2600, срок - 30 дней)

Безопасные налоговые схемы
Мы рассмотрим подробно налоги таксиста-одиночки и налоги таксопарка.

Начнем с таксиста. Как мы видим из законодательства, в бизнесе такси работать законно можно только зарегистрировавшись в качестве ИП, либо являясь наемным работником.
Разумеется, что ИП платит значительно меньше налогов, чем работодатель платит за работника, поэтому мы подробно посчитаем сейчас и сравним, сколько заплатит таксист-ИП на разных налоговых режимах и в разных регионах.

Будем считать для Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Краснодара, Новосибирска, Твери и Оренбурга.
Для ИП-одиночки
с 4-х местной машиной и разрешением на такси, без наемных работников
Мы рассмотрим ВСЕ НАЛОГИ, которые заплатит индивидуальный предприниматель за 2018 год, если он работает один, без наемных работников.

ИП платит 1) фиксированные взносы
, которые не зависят от режима налогообложения
И, кроме этого, 2) нужно выбрать налоговой режим.

Для ИП доступны следующие режимы:
  • патент
  • единый налог на вмененный доход - ЕНВД (кроме Москвы),
  • упрощенная система налогообложения - УСН: объект - доходы
  • упрощенная система налогообложения - УСН: объект - доходы минус расходы
  • и общий режим (НДФЛ)
Далее рассмотрим фиксированные платежи подробно, а потом каждый режим рассчитаем с учетом налога по выбранному режиму и фиксированных платежей.
1
Фиксированные платежи на 2018
32 385 руб(в том числе взнос в пенсионный - 26 545, взнос в медицинский - 5 840), этот платеж не зависит от величины дохода. Если ИП зарегистрирован не с начала года, то сумма рассчитывается пропорционально.

дополнительный взнос в пенсионный
1% от выручки, превышающей 300 тысяч
(выручка в зависимости от режима налогообложения: на УСН- поступление денег, на патенте - потенциально возможный доход, на ЕНВД - вмененный доход, на общем режиме - доходы, уменьшенные на величину расходов). Общая сумма платежа в пенсионный не может превышать 212 360.

2
Налоги по выбранному режиму налогообложения
Патент
Стоимость патента зависит от региона, более подробно о патентной системе налогообложения здесь.
Сумму на одно 4-х местное авто считаем в патентном калькуляторе на сайте ИФНС

Стоимость на год отличается для разных регионов:
Москва - 18 000,
Санкт-Петербург - 30 000,
Екатеринбург - 7 262,
Краснодар - 14 880,
Новосибирск - 18 600,
Тверь - 31 635,
Оренбург - 6 000.
Полный расчет налогов, если ИП на патенте в 2018
включая фиксированные взносы
* Примечание: потенциально возможный доход рассчитан "обратным счетом": стоимость патента равна 6% от потенциально возможного дохода.
ЕНВД
Размер единого налога на вмененный доход зависит от региона, более подробно о ЕНВД здесь.
Cчитаем для 4-х местной машины (объяснение методики здесь):
4 места х 1500 х 1,868 х 15% х 12 мес х К2 = 20 174,40 х К2

К2 отличается для разных регионов:
в Москве нет ЕНВД,
Санкт-Петербург - 0,25,
Екатеринбург - 0,8,
Краснодар - 1,
Новосибирск - 1,
Тверь - 1,
Оренбург - 1.

ЕНВД хорош тем, что ИП без работников может принять в вычету фиксированные взносы в полной сумме
.
Полный расчет налогов на ЕНВД на 2018
включая фиксированные взносы и ЕНВД
* Примечание: вмененный доход рассчитан "обратным счетом": сумма ЕНВД равна 15% от вмененного дохода. Ни для одного региона вмененный доход не превысил 300 000, поэтому дополнительного взноса в ПФ не будет.
Смотрите, что интересно: во всех случаях мы уменьшили ЕНВД на фиксированные взносы в полной сумме, а значит к уплате только фиксированные взносы: 32 385, а ЕНВД не платится вообще.
УСН
подробности про УСН здесь
Базовые ставки, установленные в налоговом Кодексе:

для объекта налогообложения доходы: 6%
Если выбран этот объект налогообложения, то ИП без работников может принять в вычету фиксированные взносы в полной сумме
для объекта налогообложения доходы минус расходы: 15%
Сумма налога не может быть меньше, чем 1% от выручки
Регионы могут применить льготы и снизить ставки для отдельных видов деятельности.
Проверить, снижены ли ставки в интересующем регионе можно на сайте ИФНСи на сайте Минфина
Ставки УСН для такси по регионам
* Примечание: ставки для объекта налогообложения ДОХОДЫ минус РАСХОДЫ снижены в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Оренбурге
Для расчета сумм налогов возьмем данные водителя из Москвы, которые были приведены в начале статьи.
Расчет на объекте налогообложения доходы будет одинаковый для всех регионов:
Расчет на УСН, объект доходы будет одинаковый для всех регионов:
включая фиксированные взносы
Расчет на УСН, объект доходы минус расходы по регионам:
включая фиксированные взносы
Общий режим
НДФЛ 13%, НДС 18% (от НДС можно получить освобождение)
Суммы налогов одинаковые для всех регионов:
включая фиксированные взносы и НДФЛ
Сравнительная таблица по всем режимам
полная сумма налогов за 2018 год (1 машина, без наемных работников) - включая фиксированные взносы
Как видно из итоговой таблицы, для ИП-одиночки выгоднее ЕНВД, а в Москве придется использовать патент (т.е. ЕНВД не введен)
Для таксопарков и партнеров
Есть собственные машины с разрешением + наемные работники и есть подключенные водители (они должны быть ИП с разрешением)
В предыдущем разделе мы рассмотрели очень подробно налоговые режимы, которые может выбрать водитель, зарегистрированный, как ИП, но без наемных работников. Это самая выгодная форма ведения бизнеса в плане минимизации налогов и, теоретически, любой водитель с авто может быть таким способом оформлен и подключен к таксопарку.

Сразу хочу рассмотреть 4 важных моментов, касающихся таксопарков:
#1
Что выбрать ИП или ООО?
++Плюсы ИП:
  • ИП может применять режим налогообложения ПАТЕНТ, а ООО нет
  • ИП может свободно забирать денежные средства, оставшиеся после уплаты налогов на личные нужды, а учредитель ООО дополнительно платит НДФЛ с дивидендов - 13%
  • У ИП проще учет и отчетность
  • У ИП нет проблем с юридическим адресом, т.к. он регистрируется по месту жительства, а ООО должно иметь юридический адрес и, как показывает практика, в 2017 году ИФНС у большинства компаний требовала подтверждения, чем создавала много неудобств
--Минусы ИП:
  • ИП несет ответственность по обязательствам личным имуществом
  • ИП платит фиксированные взносы
Если есть наемные водители, то преимущество ИП заключается в том, что часть дохода можно выплатить водителям из личных средств предпринимателя (без уплаты НДФЛ и страховых взносов). Разумеется, такие выплаты не должны производиться с использованием банковского счета и карт.
Следующий важный момент касается вида деятельности:
#2
Услуги такси и подключение водителей - это не одно и то же: для них предусмотрены разные режимы налогообложения
Подключать можно только водителей, которые оформлены, как ИП или ООО, имеют собственный транспорт и разрешение на такси.
В отношении данного вида деятельности: подключения или, другими словами, привлечения третьих лиц к исполнению договора, нельзя применить патент или ЕНВД.

Это связано с тем, что налоги на патенте и ЕНВД рассчитываются по количеству транспортных средств, которые имеются у организации в собственности или в аренде. При привлечении дополнительных перевозчиков нужно использовать УСН или ОСН.
Если таксопарк применяет ЕНВД или патент в отношении перевозок, осуществляемых сотрудниками, то при подключении сторонних компаний к перевозкам возникает совмещение режимов: Патент + УСН или ЕНВД + УСН и требуется вести раздельный учет доходов и расходов.
Идем дальше:
#3
Когда таксопарк подключает водителей, он НЕ АГЕНТ!
Например, давайте вернемся к условиям партнерства с Uber:
«Партнер» означает сторону, несущую исключительную ответственность за предоставление Таксомоторных услуг
Поэтому агентом для подключения какого-либо ИП он быть не может: он привлекает третье лицо для исполнения договора.
А это значит и выручка таксопарка - вся сумма, которая получена от пассажира, а не агентское вознаграждение. Поэтому применять УСН с объектом налогообложения доходы к этому виду деятельности нецелесообразно, лучше выбрать доходы минус расходы.

И еще раз хочу уточнить про выручку:
#4
Выручка таксопарка: это полная сумма оплаты, полученная от пассажира: и безнал, и нал, а не сумма, поступившая на счет после удержания комиссии агрегатором
Режимы налогообложения для таксопарка
с учетом ограничений по численности, выручке и числу машин
Патент
Только для ИП, до 15 работников, выручка до 60 млн в год
Патент платится за каждое транспортное средство. Рассчитать можно в патентном калькуляторе на сайте ИФНС
По страховым взносам с работников будет льгота: 20% вместо 30%

Если одновременно привлекаются сторонние водители, то этот вид деятельности не входит в патент и применяется УСН или ОСНО.
Ограничение распространяется на всю выручку, то есть в сумме выручка по патенту и по УСН (ОСН) не должна превысить 60 млн в год
ЕНВД
Не применяется в Москве
Ограничение на применение: до 20 машин, до 100 работников
Единый налог рассчитывается за каждое транспортное средство
Единый налог можно уменьшить на страховые взносы с сотрудников и фиксированные взносы ИП (в пределах 50%)

Если одновременно привлекаются сторонние водители, то этот вид деятельности не входит в патент и применяется УСН или ОСНО.
УСН

Численность до 100 работников, выручка до 150 млн
ОСНО
без ограничений
Выплаты водителям-сотрудникам
и налоги с этих выплат
1
Компенсация за использование личного имущества
Не облагается НДФЛ и страховыми взносами.
Например, водитель использует личный смартфон для рабочих целей. Его стоимость 12 тысяч рублей, а срок службы 2 года: 500 рублей можно выплачивать сотруднику ежемесячно без налогов.
2
Арендная плата за автомобиль
Если компания арендует автомобиль у сотрудника, то арендные платежи будут облагаться только НДФЛ 13%, без страховых взносов
3
Заработная плата
НДФЛ 13%
Страховые взносы 30% (на патенте 20%)
Страхование от несчастных случаев 0,8% (для такси)

На ЕНВД можно уменьшить сумму единого налога на страховые взносы в пределах 50%
На УСН ( с объектом налогообложения доходы) можно уменьшить сумму налога на страховые взносы в пределах 50%

Пример расчета налогов на 2018: ИП на патенте
ИП, Москва, 3 автомобиля, 3 наемных работника
1
Фиксированные взносы: 38 385
32 385 руб (в том числе взнос в пенсионный - 26 545, взнос в медицинский - 5 840)
6 000 руб (доп.взнос в пенсионный 1% от суммы: потенциально возможный доход, указанный в патенте (300 000) х на 3 патента - необлагаемая сумма (300 000)
2
Стоимость патента за год: 54 000
3 машины по 18 000 руб каждая
3
Налоги и страховые взносы с 3-х водителей за год: 228 052
Рассчитаем из минимальной заработной платы, установленной в Москве с 1.10.17: 18 742 на человека
НДФЛ: 18 742 х 3 чел х 12 мес х 13% = 87 712
Страховые взносы:
18 742 х 3 чел х 12 мес х 20,8% = 140 340
На этом все на сегодня.

Еще один мой материал (размещенный в Яндекс Дзен) на тему такси: Чем рискует Партнер такси за комиссию в 1%?

Буду рада обратной связи, если есть вопросы - пишите, я с удовольствием на них отвечу и дополню эту статью новыми идеями!


Это была статья №13 из серии «Законные схемы оптимизации налогов в 2017 году», а следующая статья, как обычно, выйдет на сайте ФИНВЕР уже через неделю, но это будет уже в новом, 2018 году! С наступающим Вас, мои любимые читатели!

В 2018 году мы будем не только рассматривать схемы, но и построим систему подхода к оптимизации налогов.

Список всех статей из серии и анонс новой статьи здесь: http://finver.ru/blog/optimizaciya-nalogov

Понравилась статья? Поделись в соцсетях:

Автор: Елена Позднякова. Основатель кадрового агентства «Финвер». В бухгалтерии и финансах с 1999 года. Подбираю бухгалтеров, которые помогают собственникам развивать бизнес. Умею мотивировать команды и создавать идеальную бухгалтерию. Люблю сложные задачи, восстановление учета и разработку законных схем оптимизации налогообложения.

Есть вопросы или хотите рассказать о своем опыте - давайте обсудим в комментариях или пишите мне на почту: elena@finver.ru и добавляйтесь ко мне в друзья в "Вконтакте".

Подпишитесь, чтобы первыми узнать о публикации статей
comments powered by HyperComments
Made on
Tilda